Как делать уроки самостоятельно.

30.11.2016

В продолжение нашей темы о проблемах, возникающих у первоклашек, поговорим о том, как научить ребёнка делать уроки самостоятельно.  Этим очень важно заняться именно в первом классе, потому что мотивация к учебе после начальной школы, как правило, снижается.

Делать уроки

 

Вообще вопрос самостоятельного обучения школьников- это серьёзная, довольно обширная тема дипломных работ студентов педагогических ВУЗов (кстати, моя!). Но мы попробуем посмотреть на него со стороны обеспокоенных за своё чадо родителей.

Ну кому из нас не знакома следующая картина: ребёнок приходит домой со школы, он покушал, в идеале прогулялся на свежем воздухе, отдохнул, но когда настал час Х и вы напомнили о домашней работе…..ему резко хочется в туалет, а ещё попить, а потом интересная история всплыла, которую необходимо в красках рассказать, а ещё на улице, за окном, почему-то именно в этот момент разворачиваются интереснейшие события, и их невозможно оставить без внимания, и карандаши все какие-то не подточенные…, в общем, вы понимаете, что выполнение домашних заданий- дело не привлекательное, откладываемое на потом любыми обдуманными и бессознательными способами.

Ну или: ваш ребёнок совсем не отказывается делать уроки и садится за них с удовольствием, но только ВМЕСТЕ, только если мама РЯДОМ, а стоит вам отлучиться на кухню кашу помешать, как сразу буквы заплясали не в том наклоне, не в том порядке….. А время идёт, и вы не успели оглянуться, а ваш 12-летний сын даже не вспоминает о домашних заданиях, пока вы с работы не вернулись вечером…

Итак, как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Чем раньше, тем лучше.

Сейчас распространено такое явление-в первом классе домашнюю работу не задавать. Но именно с самого начала школьной жизни лучше объяснить ребёнку, что дома необходимо работать: тренировать красивое написание букв, решать задачки и ребусы, читать и учить стихи и тд..

Обучение самостоятельной работе должно проходить постепенно. С чего начать?

НЕ выполняйте за первоклассника задания. Можно объяснить, помочь, если что-то не понятно, проконтролировать, но не сделать. Если начнёте клеить осенние листочки к ватману и рисовать иллюстрации к сказке сами- не удивляйтесь, что к вашей помощи будут прибегать все 11 лет учёбы и разделять с вами ответственность за каждый (с вашей помощью) сделанный шаг.

Самая важная помощь первоклашке- это показать как.

В самом начале уроки придётся делать вместе, нельзя бросать ребёнка в самостоятельность. Но вместе вы только учите выполнять алгоритм необходимых действий. Например, свою дочь я научила работать над прописями следующим образом. В тренировочной «домашней тетради» она прописывала те слова и предложения, с которыми уже познакомилась в классе. Мы вместе смотрели и анализировали: что получилось отлично, а что так себе. Всё, что требовало дополнительной проработке- ей и подвергалось. Одно слово она писала до тех пор, пока мы не понимали, что уже достаточно. Через пару месяцев я могла только заглянуть в прописи, а что и как делать дочка уже решала сама. И всё получалось. На этом этапе обучение самостоятельной работе считаю успешным.

Если ребёнок боится делать уроки.

Подумайте, вспомните, говорили ли вы ребёнку, что он должен быть отличником? Что он должен учиться лучше всех? Не слишком ли вы требовательны к ребёнку? Если ДА, попробуйте перенести эту ситуацию на себя и своего работодателя. Представьте, что от вас требуют безупречности во всём, в каждом вашем шаге. Требуют и критикуют. Слепо настаивают на соответствии какому-то эфемерному идеалу. Ну и как?

Попробуйте снизить требования к ребёнку, находите, за что похвалить. Очень часто и мы, и наши дети ошибаемся только лишь из-за боязни перед этой самой ошибкой, а ведь при равных условиях, чувствуя в близких опору и поддержку, уверенность в себе растёт, а результаты проделанной работы приносят только радость.

Если вы понимаете, что бессильны в этой ситуации, поговорите со школьным психологом, это его работа, у него перед глазами сотни таких случаев, он поможет.

Самое важное — быть внимательным к ребенку. Не бросайте его делать уроки самостоятельно, если ничего не получается. Это не плавание, где можно бросить на середину реки и ждать, когда выплывет (хотя это тот ещё способ): в условиях нового для первоклашки мира уроков ваша помощь периодически будет нужна.

Придерживайтесь золотой середины: не отказывайте ребенку, если он попросит Вас посидеть немного с ним, но и не идите у него на поводу — не превращайте уроки в «ритуал для двоих». Он должен воспринимать выполнение домашних заданий, как свою работу, а она у каждого своя.

ребёнок и школа комментария 2
Похожие записи
Как делать уроки самостоятельно.: 2 комментариев
  1. Дмитрий

    С плаванием примерчик жесть

  2. Fairylady

    Это из жизни, способ то работает!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *